В сознании наших граждан есть твердое убеждение, что советское образование было уникальным, отличающимся от всех других систем образования в мире. Если задуматься, а что могло делать его таковым?А что, если объединить усилия общего и дополнительного образования...
Равенство доступа школьного образования? Советский Союз смог ликвидировать неграмотность к концу 30-х годов, а уже начиная с 1956 года полное среднее образование стало полностью бесплатным. Это был выдающий пример и ориентир для многих. Но к последней четверти 20 века школьное образование в подавляющем большинстве развитых стран стало доступным и бесплатным. Победы школьников на международных предметных олимпиадах? Да, благодаря созданным центрам подготовки наши школьники стабильно завоевывали медали в физике, математике, химии. Однако подготовка победителей осуществлялась в небольшом числе спецшкол с углубленным изучением предметов и специализированных центрах...
Но все-таки было в советском образовании то, что делало его уникальным. Это система дополнительного образования, которое школьники могли получать как в стенах школ, так и в специальных образовательных учреждениях. Благодаря созданной уникальной системе дополнительного образования в СССР поддерживались спорт высоких достижений и развитие культурного потенциала через образование юных музыкантов, художников, танцоров балета. Но самое главное, что смогло дать дополнительное образование – это возможность реализовать свой творческий потенциал, получить навыки будущей профессии, использовать форматы общественно-полезной или творческой деятельности для социализации.
Дополнительное образование было всегда интересно детям своей неформальностью. Во многом, они противопоставляли школу и внешкольную активность. Кроме того, дополнительное образование не было ни обязательным, ни оценочным (за исключением программ, направленных на высокие спортивные или творческие достижения). А раз так, многие сотни тысяч мальчиком и девочек ходили на занятия с удовольствием круглый год. Летом дополнительное образование продолжалось в пионерских лагерях и детских санаториях, домах отдыха.
После распада СССР дополнительное образование вопреки всему не пропало, оно смогло выжить и сохраниться. Сегодня практически 69% детей в возрасте от 5 до 18 лет охвачены занятиями в сфере дополнительного образования во многом, благодаря майским указам Президента Российской Федерации от 2012 года. Практически в каждом населенном пункте созданы возможности для занятий в кружках и секциях. При этом, по прежнему наибольшим спросом пользуются кружки музыкальной и спортивной направленностей. Но дополнительное образование не стоит на месте. Сегодня это и робототехника, компьютерный дизайн и программирование, сложные и интересные кружки по химии, биологии, геологии и электронике.
Проблем у дополнительного образования тоже много. Это и недостаточные возможности для сельских ребят доступа к современным программам, и устаревание материально-технической базы организаций дополнительного образования, и рост возрастного состава педагогов.
Но, пожалуй, именно дополнительное образование, пусть это не покажется парадоксальным, может спасти школу. Да, долгие годы именно школа, основное образование были главными. Но так получилось, что именно школьная рутина, жесткая привязка содержания школьного образования, быстрое развитие интернет-технологий и информационных потоков при сохранении в школе многих старых методов обучения, привязки содержания школьных предметов к устаревшим взглядам на научные дисциплины, ориентация школьных предметов на итоговую государственную аттестацию делают школу все менее привлекательной для учащихся. Школа перегружает и одновременно не слишком хорошо учит по мнению немалого числа родителей, если судить по опросам ведущих социологических институтов (ВЦИОМ, Левада-центр). Школа в значительной степени формализует образование, делает его неинтересным, снижает мотивацию. Дополнительное образование при этом начинает все более активно забирать у школы ее функции по передаче новых знаний, навыков и в сфере технического творчества, и в художественно-эстетической сфере. Возможность выбора занятий по душе делает дополнительное образование частью выбираемого профиля и будущей профессии. К сожалению, в старших классах на дополнительное образование остается уже очень немного времени, школа забирает максимум на подготовку к экзаменам и поступлению в вузы. Но правильно ли так распределять усилия? В финской школе, которая сегодня является одной из лучших в мире, главный принцип: учиться и учить важно с удовольствием.
А что, если объединить усилия общего и дополнительного образования? Некоторые педагоги дополнительного образования этого очень боятся, говорят, что в таком случае дополнительное образование станет формальным, исчезнет то, что так привлекает в нем сегодня детей и их родителей. Другие считают, что дополнительное образование только выиграет, если войдет в тандем со школьным. Что же означает объединение усилий? В докладе «Двенадцать решений для нового образования» эксперты предлагают комплекс мер, который, по их мнению, сможет за счет объединения усилий общего и дополнительного образования дать эффект и тому, и другому. С одной стороны, важно сделать возможным зачет школой результатов освоения дополнительных программ в рамках основной. Что это означает? Ну, например, если ваш сын или дочь занимаются в спортивной секции или в музыкальной школе, их результаты там вполне можно зачесть на физкультуре или вместо уроков музыки. С другой стороны, сегодня ресурсы дополнительного образования в ряде случаев вовсе не беднее школы, поэтому освоение целого ряда важных и сложных тем по физике, информатике, биологии, химии и т.д. можно осуществлять с использованием этих ресурсов. В результате будет и интересно, и полезно. Наконец, целый ряд дополнительных образовательных программ могут стать частью программ профильного обучения в старшей школе, работая на углубление и расширение этих программ. Особенно важны ресурсы дополнительного образования в тех областях, где обновление содержания школьных предметов отстает от запроса семей и технологических изменений: информатика (программирование), технология, естествознание. Здесь помимо механизма учета результатов доклад предлагает широкое использование сетевой формы реализации образовательных программ, когда школа сотрудничает с детскими технопарками, кружками, вузами, колледжами и даже предприятиями, используя их современное оборудование, кадры квалифицированных педагогов и наставников.
Да, для того, чтобы такой симбиоз школьного и дополнительного образования стал возможен, придется приложить много усилий. Тут и проблема сельской школы, и доступа к программам дополнительного образования, и сложности организации и финансирования такого рода совместных действий. Для расширения использования сетевой формы потребуются изменения законодательства и модернизация во многом уже устаревших СанПиНов. Ну и, конечно принципиально важно сохранить возможность бесплатного дополнительного образования.
Но, как полагают авторы доклада, это реальный выход, позволяющий значительно усилить школьное образование, сохранить и усилить его лидерство сравнительно с ведущими странами мира.
Сергей Измаилович Заир-Бек – ведущий эксперт Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ |