Анкетирование провели: педагоги дополнительного образования, руководители музейной комнаты «Память МОУ ДОД – РДДиЮ Кунаева А.Ж., Ильющенкова Л.В. Всего приняли
участие - 112 человек. Из них девушек - 60, юношей - 52.
Возраст
респондентов – 14-17 лет.
I.На вопрос «Ваше любимое увлечение?» были получены следующие ответы:
1. Учеба – 28 (25 %)
2. Спорт – 60 (54%)
3. Музыка – 57 (51%)
4. Компьютер и Интернет – 68 (61%)
5. Общение с друзьями – 10 (9%)
6. Чтение книг – 20 (18%)
7. Просмотр телепередач или видеофильмов – 47 (42 %)
8. Участие в школьных и внешкольных мероприятиях – 32 (29%)
9. Изобразительное искусство – 7 (6%)
10. Участие в молодежном объединении – 14 (13%)
11. Участие в волонтерском движении – 1 (1%)
II. На вопрос «Что является для Вас наиболее значимым в жизни?» ответили:
1. Любовь к родителям – 90 (80 %)
2. Материальное благополучие – 21 (19%)
3. Дружба – 76 (68%)
4. Любимые увлечения – 25 (22%)
5. Возрождение России как сильной Державы – 44 (39%)
6. Развитие и самосовершенствование себя как личности –
42 (38%)
7. Отношение к любимому человеку – 49 (44%)
III. На вопрос «Считаете ли вы себя патриотами?» ответили:
1. да – 68 (61%)
2. нет – 6 (3%)
3. затрудняюсь ответить – 38 (34%)
IV. На вопрос «Что, по вашему мнению, входит в понятие «патриотизм»?
1. Любовь к Родине – 98 (88%)
2. Любовь к своей семье, родным, близким – 36 (32%)
3. Естественное чувство любого гражданина – 15 (13%)
4. Стремление к социальной справедливости – 25 (22%)
5. Религиозная вера, которую я исповедую – 6 (5%)
6. Патриотизм в условиях глобализации теряет свое значение
– 2 (2%)
7. Выдуманное чувство манипулирования массами – 0
8. Устаревшее понятие – 2 (2%)
9. Затрудняюсь ответить – 9 (8%)
V. На вопрос «Что, по вашему мнению, составляет основу вашего понимания
патриотизма?» ответили:
1. Сведения, полученные от родителей и близких – 62
(55%)
2. Знания, полученные от преподавателей – 70 (63%)
3. Сведения, полученные от друзей, в том числе,
отслуживших в армии – 34 (30%)
4. Сведения, полученные из СМИ – 32 (29%)
5. Чтение художественной литературы – 25 (22%)
6. Научные труды, публикации, статьи – 23 (29%)
7. Затрудняюсь ответить – 12 (11%)
VI. На вопрос «В чем наиболее ярко, по вашему мнению, проявляется
патриотизм?» ответили:
1. В успешной учебе – 37 (33%)
2. В выполнении воинского долга в рядах ВС – 71 (63%)
3. В активном участии в патриотических мероприятиях,
акциях – 61 (54%)
4. В воспевании красоты и могущества Родины средствами
искусства – 27 (24%)
5. В потребности приносить пользу своей стране – 57
(51%)
VII. На вопрос «Как вы оцениваете уровень понимания вашими сверстниками
значение патриотизма?» ответили:
1. Высокий – 41 (37%)
2. Не очень высокий – 66 (59%)
3. Низкий – 4 (4 %)
4. Очень низкий – 1 (1%)
Таким образом, более половины респондентов считают, что
уровень понимания сверстниками значения патриотизма не очень высокий.
VIII. На вопрос «Как вы считаете, патриотизм можно купить? Почему?» ответили:
1. Да – 5 (4%)
2. Нет – 70 (63%)
3. При определенных условиях и обстоятельствах – 6 (5%)
4. Никогда об этом не задумывался – 27 (24%)
5. Этот вопрос звучит оскорбительно – 47 (42%)
63 % респондентов считают, что патриотизм нельзя купить,
42% посчитали этот вопрос оскорбительным.
IX. На вопрос «Как вы охарактеризуете скинхедов, неофашистов и т.д.?»
ответили:
1. Патриоты – 4 (4%)
2. Молодежь, проявляющая агрессию и нетерпимость – 45
(40%)
3. Лжепатриоты – 41 (37%)
4. Обычные хулиганы – 41 (37%)
5. Молодежь, представляющая опасность для общества – 68
(61%)
61% респондентов охарактеризовали скинхедов как
молодежь, представляющую опасность для общества, 4% считают их патриотами.
X. На вопрос «Какая форма проявления патриотической активности для вас
предпочтительнее?» ответили:
1. Участие в создании экспозиций школьных музеев – 45
(40%)
2. Участие в кружках народного творчества – 11 (10%)
3. Участие в деятельности детских молодежных
общественных организаций патриотической направленности – 33 (29%)
4. Работа в архивах – 6 (5%)
5. Участие в исследовательских и поисковых мероприятиях
историко-краеведческой и этнографической направленностей – 6 (5%)
6. Нетерпимость к различным проявлениям неуважительного
отношения к стране и ее гражданам – 9 (8%)
7. Участие в мероприятиях, посвященных памятным датам и
годовщинам событий – 61 (54%)
XI. На вопрос «Какая форма внеклассной и внешкольной работы по патриотической
тематике вам наиболее интересна?» ответили:
1. Классные часы – 39 (35%)
2. Олимпиады – 24 (21%)
3. Конкурсы – 41 (37%)
4. Предметные недели – 5 (4%)
5. Научно-практические конференции – 20 (18%)
6. Форумы – 11 (10%)
7. Кружки – 33 (29%)
8. Встречи с интересными людьми – 68 (61%)
XII. На вопрос «Какие, на Ваш взгляд, причины в наибольшей степени
отрицательно влияют на формирование у ваших сверстников
нравственно-патриотических качеств?» ответили:
1. Ненормальная обстановка в семье – 29 (26%)
2. Отрицательное влияние друзей и товарищей – 26 (23%)
3. Отсутствие хорошего и дружного коллектива – 25 (22%)
4. Отсутствие ясной патриотической идеи в обществе и ее
слабое проявление в сознании многих людей – 62 (55%)
5. Отсутствие возможности по-настоящему проявить себя в
хорошем и нужном деле - 32 (29%)
6. Сложная и трудная обстановка в стране – 23 (21%)
XIII. На вопрос «Что, на Ваш взгляд, необходимо в первую очередь сделать для
возрождения патриотизма в нашем обществе?» ответили:
1. Активизировать работу на местах – 39 (35%)
2. Оказывать помощь патриотическим объединениям, клубам
патриотической направленности – 44 (39%)
3. Усилить патриотическую работу с молодежью со стороны
ВС Российской Федерации – 60 (54%)
4. Добиться коренного изменения отношения к патриотизму
и патриотическому воспитанию в СМИ – 42 (38%)
5. Коренным образом изменить отношение к проблеме
патриотизма и патриотического воспитания со стороны руководства государства,
правящей политической элиты – 11 (10%)
6. Предоставить больше возможностей Русской Православной
Церкви для религиозно-патриотического влияния на общество - 17 (15%)
Подводя общий итог, можно заметить, что самыми любимыми увлечениями респондентов являются
компьютер и Интернет, спорт и музыка, просмотр телепередач. Наиболее значимыми
в жизни респонденты считают любовь к родителям, дружбу, отношение к любимому
человеку и возрождение России как сильной Державы. Больше половины относят себя
к патриотам. Затрудняются ответить – 34 %. Шесть человек не относят себя к
патриотам. Наибольшее значение придается таким составляющим, как любовь к
Родине, любовь к своей семье, родным, близким, стремление к социальной
справедливости. Более половины респондентов основой понимания
патриотизма считают знания, полученные от преподавателей и сведения, полученные
от родителей и близких. Наиболее ярко, по мнению респондентов, патриотизм
проявляется в выполнении воинского долга в рядах ВС, в участии в патриотических
мероприятиях, акциях. Наиболее
предпочтительной формой проявления патриотической активности респонденты
отметили участие в мероприятиях, посвященных памятным датам и годовщинам
событий, а также участие в создании экспозиций школьных музеев. Самыми
интересными формами внеклассной и внешкольной работы респонденты считают
встречи с интересными людьми, конкурсы и классные часы. Отсутствие ясной
патриотической идеи в обществе и ее слабое проявление в сознании многих людей,
по мнению большинства респондентов, в наибольшей степени отрицательно влияют на
формирование у сверстников нравственно-патриотических
качеств. На вопрос о том, что необходимо в первую очередь сделать для
возрождения патриотизма в нашем обществе были получены следующие результаты:
54% респондентов считают, что нужно усилить патриотическую работу с молодежью
со стороны ВС Российской Федерации, по мнению 39% респондентов, необходимо
оказывать помощь патриотическим объединениям, клубам патриотической
направленности.
|